Стопа и осанка

05/02/2014
осанка с детства

Заботиться об осанке и стопах следует в любом возрасте, но особенно важно заботиться о них в первые годы жизни ребёнка. Так, стопы детей - это не про­сто уменьшенная копия ног родителей: в детском и подростковом возрасте за­кладываются индивидуальные особенности формы наших ног. 

Известно, что все дети рождаются с плоскими стопами, а ноги и осанка далеко не сразу ста­новятся стройными. К сожалению, иногда ноги не становятся стройными вовсе, а осанка оставляет желать лучшего на всю жизнь. Скачки роста, прибавка в весе, уровень физической активности и развития, пол, гене­тические особенности - от этих факторов в основном зависит тип осанки и какая форма стоп и ног будет у вашего ребёнка. Ростовые скачки не всегда протекают безболезненно. В определённые периоды жизни дети могут жаловаться на быстрое уставание, дискомфорт и даже боли в ногах и спине.

Своевременная   профессиональная   помощь   сохранит осанку и стопы вашего ребёнка здоровыми и подготовит их к трудностям взрослой жизни.

Стопа и ... осанка?

Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая! Наше тело от стоп до макушки - это отточенная эволюцией конст­рукция, где все звенья взаимосвязаны. Стопы - «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают пе­рекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к бо­лям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформа­циями стопы.

Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь. Все де­ти рождаются плоскостопными, своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения.

Стопы Ваших детей пронесут их по всей жизни. Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа - это ком­плексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых особым образом связками, суставами, мышцами и сухожилиями.

При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структу­ры представлены хрящом. Первый этап формирования сводов стопы заверша­ется к 8-9 годам, когда стопа ребёнка по форме начинает быть похожей на сто­пу взрослого. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур сто­пы.

 

Компенсаторный  сколиоз  в результате                                Восходящая цепь перегрузок и                 
вальгусного отклонения стопы                                        повреждения при плоско-вальгусных стопах

 

Форма ног ребенка.

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног. С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начи­нает широко расставлять ноги. При этом коле­ни, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног. По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М.О. Фридланд  писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком рас­положении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться со­хранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, го­лень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии - верти­кальной оси нижней конечности.

Возрастное созревание сводов стопы.

С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпе­вает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны за­нять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (± 5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

  В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С.Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созре­вания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изу­чены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие IIIстепени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие Iи IIстепени было установлено только у 4,3 %, IIIстепени - у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очерта­ния, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повы­шенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

  Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны),но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела от­стаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подо­печных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами.   Повышенная гиб­кость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате сус­тавов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

Минусы цивилизации.

Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким при­родным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.

  К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегапо­лисов. Так, по данным А.Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых подростков москвичей в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.

 Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, сто­ять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухуд­шению осанки и плоскостопию.


Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской орто­педической школы P.P. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии  М И. Куслик с тревогой отме­чал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мосто­вые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».

При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчи­вость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В мно­голетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся - уплощается и деформируется.

  Недавно исследо­вателями из Индии было показано, что  частота  встречаемости  плоскостопия у жителей городов, регулярно  носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. Функция формирует орган и ... накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития.

 «Тепличное» детство чревато последствиями! В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Рас­тут поколения «компьютерных» маль­чиков и девочек, предпочитающих дет­ским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валя­ние» у телевизора. Среди жителей горо­дов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как ре­зультат - на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза - «две верных подруги»: нарушение осанки и плоскостопие». В старших классах подключается еще один «плюс» цивилизации -  «модная», уродующая ноги, обувь.

Поэтому, уважаемые родители, будьте крайне внимательны в вопросах здоровья своего ребенка, и, прислушиваясь к их жалобам или сумев разглядеть проблему самим, вовремя диагностируйте какие-либо отклонения в развитии вашего чада.

Если вы отдали или собираетесь отдать своего ребенка в какую-либо спортивную секцию (бокс, борьба, футбол, гимнастика и т.д), советуем вам провести проверку готовности детского организма к нешуточным физическим нагрузкам. Очень часто у детей школьного и дошкольного возраста МРТ-исследование диагностирует следующие отклонения:

  • сколиоз различной степени (искривление позвоночника);
  • протрузии межпозвонковых дисков;
  • компрессионные переломы позвоночных суставов. 

В.И. Нечаев

врач-ортопед высшей категории

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв